+7 (903) 961-70-55

Статья № 15 Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

19.01.2010 10:05    просмотров: 5014

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности.

1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.
3. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Комментарий к статье 15
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
В соответствии с "Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности" (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 года N 482, с изм. от 21 июля 1997 года) аттестация на право осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации проводится с целью обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей.
Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы.
К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (аудиторской фирмы), бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово - хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.
Организация проведения аттестации возлагается:
- на Министерство финансов Российской Федерации - по аудиту предприятий, их объединений, организаций и учреждений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность;
- на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью - по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;
- на Центральный банк Российской Федерации - по аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.
Аттестация проводится на базе учебно - методических центров по обучению и переподготовке аудиторов, определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Центрального банка Российской Федерации. Сведения об указанных учебно - методических центрах публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых они осуществляют свою деятельность.
Для проведения аттестации Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью и Центральный банк Российской Федерации создают центральные аттестационно - лицензионные аудиторские комиссии.
Функции рабочих аппаратов этих комиссий выполняют соответствующие структурные подразделения, создаваемые в Министерстве финансов Российской Федерации, Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью и Центральном банке Российской Федерации.
В целях ускорения работы по проведению аттестации могут создаваться по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации межрегиональные аттестационно - лицензионные аудиторские комиссии, которые наделяются полностью или частично полномочиями центральных комиссий.
В состав центральных и межрегиональных комиссий включаются работники Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, Центрального банка Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации (ГНС РФ упразднена, а на ее базе создано и функционирует Министерство по налогам и сборам РФ). В состав этих комиссий могут включаться также ученые и специалисты учебных и научно - исследовательских учреждений экономического профиля, финансово - инвестиционных, банковских и страховых организаций и других субъектов экономической деятельности.
Составы центральных и межрегиональных комиссий утверждаются соответственно министром финансов Российской Федерации, руководителем Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Председателем Центрального банка Российской Федерации либо уполномоченными ими должностными лицами и публикуются в средствах массовой информации.
Члены этих комиссий осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе без права замены.
Распорядок работы центральных и межрегиональных комиссий определяется их руководителями.
Заседания центральных и межрегиональных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, и являются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей членов соответствующей комиссии. Решения принимаются простым большинством голосов участвующих в заседании членов комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос руководителя комиссии, а при его отсутствии - заместителя руководителя комиссии.
Центральные комиссии утверждают по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации единые программы, по которым проводятся квалификационные экзамены.
Руководители центральных комиссий по поручению соответственно министра финансов Российской Федерации, руководителя Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Председателя Центрального банка Российской Федерации заключают в установленном законодательством Российской Федерации порядке договоры с учебно - методическими центрами о проведении на их базе квалификационных экзаменов и перечисляют им необходимые средства на их проведение.
Центральные и межрегиональные комиссии (в случае наделения их соответствующими полномочиями):
- утверждают по представлению учебно - методических центров порядок проведения квалификационных экзаменов, содержание экзаменационных билетов, а также составы экзаменационных комиссий;
- организуют регулярные проверки правильности проведения квалификационных экзаменов и использования выделяемых для этого средств;
- извещают претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов;
- рассматривают и утверждают результаты квалификационных экзаменов и принимают на их основании решения о выдаче (отказе в выдаче) квалификационного аттестата аудитора. В случае возникновения сомнений в объективности выставленной экзаменационной комиссией оценки комиссии вправе назначить претенденту переэкзаменовку;
- выдают квалификационные аттестаты аудитора;
- ведут соответствующие реестры выданных квалификационных аттестатов аудитора.
Претендент представляет в соответствующую комиссию следующие документы:
- заявление по форме;
- нотариально заверенные копию диплома о высшем (среднем специальном) образовании и выписку из трудовой книжки;
- две фотографии размером 4 x 6 см;
- квитанцию о внесении платы за проведение аттестации.
Заявление рассматривается соответствующей комиссией в срок, не превышающий одного месяца с момента представления всех необходимых документов. В случае ненадлежащего оформления документов они возвращаются на переоформление.
Решение о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендента не менее чем за 15 дней до намеченной даты его проведения.
Претендент допускается к квалификационному экзамену при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
Квалификационные экзамены проводятся в письменной форме. Результаты квалификационных экзаменов оформляются протоколом экзаменационной комиссии.
Учебно - методический центр сообщает соответствующей комиссии о результатах квалификационных экзаменов в течение трех дней после их проведения.
Комиссия рассматривает результаты экзаменов в 2-недельный срок.
Квалификационный аттестат аудитора по установленной форме должен быть выдан в месячный срок со дня принятия решения о его выдаче.
При выявлении фактов представления в соответствующую комиссию недостоверных сведений по ее решению претендент лишается права на получение квалификационного аттестата аудитора, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. При повторном представлении недостоверных сведений вопрос о выдаче нового аттестата не рассматривается.
За проведение аттестации взимается плата, размер которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае отказа претендента от прохождения аттестации (неявки на экзамен), а также при неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается.
Квалификационный аттестат аудитора выдается сроком на три года. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.
Организация продления срока действия квалификационного аттестата аудитора возлагается на центральные комиссии.
По истечении срока действия квалификационного аттестата аудитор вправе подать в соответствующую центральную комиссию заявление о его продлении с приложением копии документа, подтверждающего повышение квалификации аудитора в учебно - методических центрах и иных организациях по единым программам и в объеме, утверждаемым центральными комиссиями. Перечень таких учебно - методических центров и иных организаций определяется соответствующими центральными комиссиями и утверждается Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
При получении от аудитора заявления о продлении срока действия квалификационного аттестата соответствующая комиссия вправе назначить повторную сдачу квалификационного экзамена в случае:
- наличия обоснованных претензий к аудитору со стороны налоговых органов, заказчиков, а также других аудиторов и аудиторских фирм;
- существенного изменения законодательства Российской Федерации, применяемого при осуществлении аудиторской деятельности.
Действие квалификационного аттестата аудитора может быть продлено на три года. За продление действия квалификационного аттестата взимается плата в размере 50 процентов платы за проведение аттестации, установленной на дату подачи заявления о продлении срока действия квалификационного аттестата. При отказе в продлении срока действия квалификационного аттестата, а также в случае отказа аудитора от получения квалификационного аттестата, срок действия которого продлен, плата за его продление не возвращается.
Взамен утерянного (утраченного) квалификационного аттестата, срок действия которого не истек, по заявлению аудитора может быть выдан дубликат. За выдачу дубликата взимается плата в размере 50 процентов за проведение аттестации.
Центральные комиссии ведут государственные реестры выданных квалификационных аттестатов аудиторов. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации организует ведение единого государственного реестра выданных квалификационных аттестатов аудиторов.
В государственный реестр включаются следующие данные: фамилия, имя, отчество, паспортные данные и место жительства аудитора, дата выдачи, номер и срок действия квалификационного аттестата. Сведения об аттестованных аудиторах публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых они осуществляют свою деятельность.
Решение межрегиональной комиссии об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня получения уведомления о принятии такого решения в соответствующую центральную комиссию или в суд. Центральная комиссия обязана в месячный срок принять решение по такой жалобе.
Решение центральной комиссии об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня получения уведомления о принятии такого решения в суд.
Согласно п. 2 статьи 15 комментируемого Закона обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
- высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
- наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.
Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в соответствии с "Порядком проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности" (утв. ЦАЛАК Минфина РФ, п. 8 Протокола N 66 от 25 марта 1999 года, ред. от 31.05.2001).
Квалификационные экзамены (аттестация) являются средством проверки знаний лиц, претендующих заниматься аудиторской деятельностью.
Аттестация проводится на базе учебно - методических центров по обучению и переподготовке аудиторов (УМЦ), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Минфина России.
Претенденты представляют в ЦАЛАК Минфина России через УМЦ следующие документы:
- заявление по установленной форме;
- нотариально заверенные копию диплома о высшем (среднем специальном) экономическом или юридическом образовании и выписку из трудовой книжки;
- две фотографии размером 4 х 6 см;
- квитанцию о внесении платы за проведение аттестации.
Претенденты, представившие в ЦАЛАК Минфина России документы, необходимые для проведения аттестации, указывают выбранный ими УМЦ для сдачи экзаменов. Окончательное решение об УМЦ, в котором будут приниматься экзамены, выносит ЦАЛАК.
Список претендентов, допущенных ЦАЛАК Минфина России к сдаче квалификационных экзаменов, направляется ею в УМЦ не позднее чем за 15 дней до даты проведения квалификационных экзаменов.
В список претендентов включаются следующие данные: номер по порядку, фамилия, имя, отчество претендента, домашний адрес, паспортные данные, места работы и должности, занимаемые претендентом за последние пять лет, учебное заведение, которое окончил претендент (номер диплома, специальность), номер платежного документа, дата оплаты за экзамен и организация.
Не позднее чем за 15 дней до даты проведения квалификационных экзаменов ЦАЛАК Минфина России через УМЦ извещает претендентов о дате и месте их проведения.
УМЦ формируют группы претендентов в составе не более 20 человек и не менее 10 человек не позднее чем за 15 дней до сдачи квалификационных экзаменов.
Претенденты допускаются к квалификационным экзаменам при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность.
Претенденты, не имеющие при себе паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, либо опоздавшие на экзамены, считаются неявившимися. Решение о новом направлении на экзамены выносит ЦАЛАК Минфина России.
Состав экзаменационной комиссии учебно - методического центра утверждается Центральной комиссией в лице ее руководства (протокол ЦАЛАК Минфина России от 27 апреля 1995 г. N 18, п. 3) за пять дней до даты проведения экзаменов с последующим рассмотрением данного вопроса Центральной комиссией на ее заседаниях.
Экзаменационная комиссия (не менее 5 человек) должна состоять из председателя - члена Центральной комиссии (как специалиста соответствующего профиля) и членов экзаменационной комиссии - специалистов в области вопросов каждого раздела Программы проведения экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, ранее утвержденной Центральной комиссией по согласованию в установленном порядке с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
Обоснованиями понятия "специалист" являются:
а) наличие ученой степени доктора либо кандидата наук или ученого звания профессора (доцента) по соответствующей кафедре или специальности, входящей в Программу;
б) при наличии других ученых степеней и званий или при отсутствии степеней и званий - наличие опыта работы и (или) опыта преподавания, предусматривающих знание вопросов по соответствующему разделу или ряду разделов Программы.
Членами комиссии по разделу "Аудит" Программы (по каждому учебно - методическому центру) в течение одного календарного года не менее чем в одной из каждых пяти групп претендентов должны утверждаться опытные практикующие аудиторы, рекомендованные ведущими профессиональными (общественными) аудиторскими объединениями.
Наряду с членами Центральной комиссии председателями экзаменационных комиссий могут быть утверждены представители руководства Министерства финансов Российской Федерации, руководители и заместители руководителей профильных структурных подразделений и подведомственных организаций Министерства финансов Российской Федерации, руководители и заместители руководителей ведущих профессиональных (общественных) аудиторских объединений, руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации, управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации либо контрольно - ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, на территории которого проводится экзамен. Кроме того, председателями экзаменационных комиссий могут быть утверждены руководители и члены консультативных (методологических) Советов ведущих профессиональных (общественных) аудиторских объединений после соответствующего согласования на заседаниях Центральной комиссии списков от этих Советов.
Представителями учебно - методического центра, в котором проводится экзамен, а также участниками предэкзаменационной подготовки претендентов экзаменационной группы, в которой проводится экзамен, могут быть не более двух членов комиссии, не считая председателя экзаменационной комиссии (п. 9 в ред. решения ЦАЛАК Минфина РФ от 31.05.2001)
Экзаменационные билеты и тесты разрабатываются УМЦ на основе Программы и в двух экземплярах представляются в ЦАЛАК Минфина России не позднее чем за 15 дней до дня проведения экзаменов. УМЦ представляет 40 непронумерованных экзаменационных билетов, охватывающих все темы разделов Программы, и 4 варианта непронумерованных тестов (не менее 7 экземпляров каждого из 4 вариантов), из которых ЦАЛАК отбираются 30 экзаменационных билетов и 3 варианта тестов. Экзаменационные билеты и тесты после их рассмотрения и отбора нумеруются, утверждаются Центральной комиссией, скрепляются ее штампом, подписываются председателем соответствующей экзаменационной комиссии, и перед каждыми экзаменами один из экземпляров доставляется председателем экзаменационной комиссии в УМЦ.
Содержание экзаменационных билетов и тестов с учетом внесенных изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты периодически пересматривается. В комплект экзаменационных билетов и тестов, предназначенных для проведения следующих квалификационных экзаменов, УМЦ вносит изменения в объеме не менее 20 процентов от общего количества вопросов экзаменационных билетов и тестов.
Претенденты сдают квалификационные экзамены в УМЦ в письменной форме. Экзамены проводятся в течение двух дней и состоят из тестирования (3 академических часа), включающего 50 вопросов (по 10 из каждых пяти разделов Программы), и выполнения письменной работы по экзаменационным билетам (5 академических часов), включающим по одному вопросу каждого раздела Программы.
При проведении квалификационных экзаменов пользоваться законодательным и инструктивным материалом, справочной и специальной литературой, вести переговоры с другими претендентами запрещается. Претенденты, нарушившие эти требования, удаляются из аудитории и считаются не сдавшими экзамены.
Посторонним лицам и наблюдателям присутствовать на квалификационных экзаменах не разрешается.
По истечении времени, отведенного на проведение экзаменов, экзаменующиеся обязаны сдать в экзаменационную комиссию тесты и билеты вместе с подписанными на них ответами. Претенденты, нарушившие эти требования, считаются не участвовавшими в экзаменах.
Результаты квалификационных экзаменов оцениваются экзаменационной комиссией (по предложению ее членов - специалистов в области соответствующего раздела Программы) следующим образом:
- за каждый правильный ответ на поставленный вопрос тестов дается два балла, за неправильный ответ - ноль баллов;
- за каждый ответ на поставленный вопрос в билете, оцененный экзаменационной комиссией "отлично", дается 20 баллов, "хорошо" - 17 баллов, "удовлетворительно" - 14 баллов, "неудовлетворительно" - ноль баллов соответственно.
Претендент, набравший по тестированию менее 86 баллов, считается не сдавшим экзамен и к письменной работе по экзаменационным билетам не допускается.
Решение по результатам тестирования и допуску претендентов к письменной работе принимается экзаменационной комиссией и объявляется претендентам в день проведения тестирования.
Экзаменационная комиссия после проведения экзаменов выносит положительное или отрицательное решение по результатам сдачи претендентами экзаменов на получение квалификационного аттестата. При этом успешно сдавшими квалификационные экзамены считаются претенденты, набравшие по итогам ответов на вопросы экзаменационных билетов не менее 85 баллов при условии неполучения оценки по тестированию менее 86 баллов.
Результаты квалификационных экзаменов оформляются протоколом экзаменационной комиссии за подписью председателя и всех ее членов.
В ходе подведения итогов сдачи экзаменов (в том числе итогов тестирования) экзаменационная комиссия при необходимости может пригласить претендента на собеседование, результаты которого оформляются отдельным протоколом, содержащим поставленные членами комиссии вопросы и ответы претендента на них, за подписью председателя и всех членов комиссии.
Результаты квалификационных экзаменов объявляются экзаменационной комиссией претендентам не позднее двух дней после их проведения.
Протоколы экзаменационных комиссий в течение трех дней после проведения экзаменов передаются в ЦАЛАК Минфина России, которая рассматривает материалы экзаменов и в месячный срок принимает решение об утверждении или неутверждении их результатов и о выдаче квалификационного аттестата аудитора претендентам, успешно выдержавшим квалификационные экзамены. В случае возникновения сомнений в объективности выставленной экзаменационной комиссией оценки ЦАЛАК вправе назначить претенденту переэкзаменовку.
Квалификационный аттестат аудитора ЦАЛАК Минфина России выдается в месячный срок со дня принятия решения о его выдаче под расписку владельца аттестата в государственном реестре выданных квалификационных аттестатов аудиторов.
Претенденты, в отношении которых экзаменационной комиссией по результатам сдачи экзаменов вынесено отрицательное решение, имеют право апеллировать в ЦАЛАК Минфина России в течение 30 календарных дней с даты объявления результатов экзаменов. Аргументированная апелляция представляется в письменной форме.
Для ее рассмотрения ЦАЛАК по согласованию с УМЦ устанавливает специальный день, который заранее сообщается претендентам, представившим апелляцию. Апелляция рассматривается экзаменационной комиссией, принимавшей квалификационные экзамены, в месячный срок со дня получения ею материалов на апелляцию в присутствии претендента.
Заключение экзаменационной комиссии по апелляции в течение трех дней после ее рассмотрения направляется в ЦАЛАК Минфина России для принятия окончательного решения. Окончательное решение по апелляции ЦАЛАК принимает и сообщает претенденту в месячный срок.
При выявлении фактов представления в ЦАЛАК Минфина России недостоверных сведений претендент лишается права на получение квалификационного аттестата аудитора, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. При повторном представлении недостоверных сведений вопрос о выдаче нового аттестата не рассматривается.
Письменные работы претендентов, сдавших квалификационные экзамены (тесты, билеты и ответы на них), а также протоколы экзаменационных комиссий хранятся в ЦАЛАК Минфина России в течение трех лет.
ЦАЛАК Минфина России организует регулярные проверки правильности проведения квалификационных экзаменов и использования выделенных для этого средств. Материалы проверок рассматриваются на заседаниях ЦАЛАК, по результатам которых выносятся соответствующие решения.
Следует также отметить, что все программы по проведению квалификационных экзаменов на право осуществления общего и специального аудита утверждаются ЦАЛАК Минфина РФ. Разъяснения о проведении экзаменов на квалификационный аттестат страхового аудитора готовит ЦАЛАК Росстрахнадзора. ЦАЛАК Минфина РФ в данной области готовит и направляет заинтересованным лицам документы в форме разъяснений, решений и писем.
Кроме того, ЦАЛАК Минфина РФ разработал программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата в области отраслевого аудита.
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Сайт сделан в студии «АстДизайн»