+7 (903) 961-70-55

Осторожно главбух и восстановление бухучета

25.08.2010 04:38    просмотров: 1343

В прошлой статье мы коснулись ответственности за правонарушения в бухгалтерском учете и сдачи бухгалтерской отчетности, в налоговом кодексе четко прописано, что ответственность за нарушение в бухучете несет руководитель предприятия, и физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

Вопрос, а какую ответственность несет мой главбух за свои ошибки в бухгалтерском учете?

Ответ, главбух практически не несет не какой ответственности за ошибки, допущенные им при ведении бухучета компании где главбух работал, и следовательно Вы остаетесь с проблемой один на один. Выручить Вас сможете только Вы сами, если изначально выберете хорошего главбуха (что большая редкость в наше время) или заключите договор на бухгалтерское обслуживание с аудиторской компанией, в котором четко прописана ответственность за допущенные ошибки при ведении бухучета организации (см Пример № 1), так же помогает инициативный аудит и систематические налоговые консультации. Договор на ведение бухгалтерского обслуживания заключают практически все аудиторские компании Москвы.

Вот один из примеров четко прописанных обязанностей и ответственности исполнителя при ведении бухучета в договоре аудиторской компании р-на Жулебино, г Москва.

Пример №1 (выдержка из п № 2,8 Обязанности и ответственность Исполнителя, договора на бухгалтерское обслуживание аудиторской корпорации «Гостев & Г – Аудит»)

2. Обязанности и ответственность Исполнителя

2.1. Исполнитель осуществляет бухгалтерское обслуживание Заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации. Комплекс услуг, оказываемых Исполнителем Заказчику по настоящему договору, включает в себя:

- текущее ведение бухгалтерского учета по всем регистрам;

- расчет заработной платы;

- расчет налогов и сборов;

- составление квартальной бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в ИФНС и внебюджетные фонды;

- представление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в ИФНС и во внебюджетные фонды.

2.2. За дополнительную плату Исполнитель может оказать следующие услуги:

- получение и (или) замена медицинских полисов, а также страховых свидетельств государственного пенсионного страхования работников

- получение справки об отсутствии задолженности Заказчика перед бюджетами всех уровней;

- представление интересов Заказчика в ИФНС или во внебюджетных фондах;

- проведение сверки расчетов по налогам

- ведение кадрового делопроизводства.

- ведение текущего делопроизводства.

- подготовка расшифровок к обязательным формам отчетности и дополнительных форм отчетности, выходящих за рамки обязательной бухгалтерской отчетности;

2.3. Исполнитель обязан:

- при предоставлении услуг неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации.

- своевременно и в полном объеме предоставлять отчетность в ИФНС и внебюджетные фонды. Сдавать отчеты в налоговые органы собственными силами. Исполнитель оставляет за собой право отправлять отчетность заказным письмом по почте, если это не запрещено законом

2.4. Исполнитель несет ответственность:

- за сохранность первичных учетных документов, переданных ему Заказчиком по описи;

- за правильную и своевременную обработку данных и информации в соответствии с первичными документами, предоставленными Заказчиком.

2.5. Исполнитель не несет ответственности за несвоевременность, недостоверность и/или неполноту информации, предоставленной Заказчиком Исполнителю, а также вызванные этим последствия.

2.6. Исполнитель отвечает за правильность и своевременность ведения бухгалтерского и налогового учета только в случае своевременного предоставления со стороны Заказчика необходимой для такого ведения документации в полном объеме не позднее 8-го числа месяца, следующего за отчетным.

2.7. Исполнитель не отвечает по претензиям третьих лиц к Заказчику, связанным с ведением им хозяйственной деятельности. Исполнитель не отвечает за последствия административных правонарушений, совершенных должностными лицами Заказчика.

2.8. Исполнитель несет ответственность за правильность и своевременность действий по ведению бухгалтерского учета Заказчика в рамках настоящего договора и обязуется возместить Заказчику на основании его претензии все пени и штрафы, а также за свой счет внести исправления в учет и отчетность Заказчика во всех случаях, на которые в соответствии с настоящим договором распространяется его ответственность.

2.9. В случае несвоевременной оплаты услуг Исполнитель имеет право взыскать с Заказчика пени в размере 0,5 % от суммы задолженности за каждый день просрочки.

2.10. При непредставлении Заказчиком документов в срок, Исполнитель не несет ответственности за несвоевременную обработку документации, подготовку и сдачу отчетности.

Как видно из приведенных в примере условий договора на ведение бухгалтерского учета п 2,8 исполнитель – аудиторская компания обязан возместить причиненный ущерб в полном объеме включая пени и штрафы за допущенные бухгалтером аудиторской компании ошибки при ведении бухучета фирмы заказчика. Все честно, не так ли? Вы платите, деньги и желаете иметь достойное качество бухгалтерских услуг! Но, к сожалению далеко не все предприниматели и директора предприятий в состоянии осознать насколько выгодно и безопасно работать с профессионалом – аудиторской компанией.

Самое распространенное желание сегодняшнего директора, такое - « Я хочу что бы мой главбух был рядом, в одном офисе»!!! Ну, подумайте сами, что это дает директору? Он что начинает от этого понимать что то в бухучете? Нет, конечно! Такое желание идет от неуверенности и недостатка опыта руководящей работы, от неумения построить правильную систему на предприятии! По этому руководитель занимается самоуспокоением, рядом «мамка-главбух» и мне спокойнее, но, за частую «мамка-главбух» обходится очень дорого! В последствии приходится платить за восстановление бухгалтерского учета и налоги которые можно было грамотно сэкономить, помимо выплаченной уже главбуху зарплаты и налогов с этой зарплаты. А восстановление бухучета это по стоимости зарплата главбуха за месяц умноженная на период восстановления бухгалтерского учета, то есть фактически приходиться платить дважды.

Дело в том, что руководитель компании не может проверить профессионализм главбуха. Руководитель принимает на работу главбуха на основании записи в трудовой книжке, резюме и впечатления от собеседования, еще часто по рекомендации знакомых которые (не понимают в бухгалтерии ровным счетом не чего) и рекомендуют главбуха на основании своего впечатления и слухов. И очень мало кто из руководителей компаний обращался в аудиторские фирмы Москвы за проведением тестирования главбуха.

А руководитель предприятия обязан, принимать на работу главбуха должного уровня для выполнения бухгалтерского учета и составления баланса компании. Этим и пользуется несметное количество «горе-бухгалтеров», которые устраиваются на работу в различные фирмы и ведут бухгалтерию допуская массу ошибок, за которые в последствии расплачивается собственник и директор которые не задумываются над своевременным проведением аудита и получением налоговых консультаций. Чем же заканчиваются ошибки главбуха? Вот об этом мы с Вами и поговорим, у нас в запасе имеется несколько интересных и поучительных историй, когда то происшедших с нашими клиентами, вот одна из них.

История первая. Аудит поможет, главное во время обратиться?

Супружеская пара, ведущая свой бизнес в ЮВАО Москвы. занимались производством одежды и оптовыми поставками обуви, в ходе своей предпринимательской деятельности в течении трех лет они зарегистрировали три предприятия ООО. В течение всего этого времени на этих ООО сменилось несколько бухгалтеров, и у собственников возникло сомнение в том, что бухгалтерский учет вели правильно, и сдача налоговой отчетности была своевременной, поскольку они не проводили на своих фирмах аудит налоговой отчетности.

По этой причине собственники и обратились в аудиторскую компанию за налоговой консультацией и для проведения аудиторской проверки а так же дальнейшего ведения бухгалтерского учета. После длительной консультации с аудитором и заполнения анкеты на ведение бух учета и аудит стало понятно, необходимо выехать на место нахождения производства и бухгалтерии для уточнения некоторых нюансов бухгалтерии. В это время очередной главбух был уволен и не кто, не смог предоставить точную информацию и копию базы бухгалтерской программы 1С, с помощью которой можно было определить окончательно объем работ по восстановлению бухгалтерского учета этой компании. После выезда аудитора и последующего анализа базы стало понятно, что ведение бухгалтерского учета происходило с многочисленными нарушениями и ошибками с самого начала деятельности компании. Даже после самого предварительного анализа бухгалтерского учета, и без проведения аудита стало понятно что, восстановление бухгалтерского учета необходимо проводить за весь период деятельности компании, то есть за три года. Собственники решили заказать аудит одного года, что бы узнать сумму налогов, которую им предстояло выплатить, за тот период, по которому будет проведена аудиторская проверка компании. Аудиторская проверка года показала, что, компания не заплатила налоги в различные бюджеты на сумму, более семнадцати миллионов рублей не считая пени и штрафы! Такая информация от результата аудиторской проверки повергла в шок собственников компании, оставался единственный выход, срочно делать восстановление бухгалтерского учета компании и оптимизацию налогообложения. В ходе оптимизации расходов на налоги и восстановления бухгалтерского учета, аудиторам удалось оптимизировать суммы по налогам в четыре раза! Но, платить надо было еще все равно очень много, плюс сумму за восстановление бухучета. Такое положение дел происходило во всех трех зарегистрированных ООО, где суммы по налогам были разные, но все равно очень большие, эти суммы предприниматели должны были выплатить в короткий промежуток времени, но не имели такой возможности, что и послужило причиной банкротства этой компании.

Это лишь один из примеров, «работы бухгалтера» и убийственной халатности и беспечности директора и собственника к своему предприятию и полной потере своего бизнеса. Подумать только, а надо было всего лишь заключить договор на бухгалтерское обслуживание с серьезной аудиторской компанией и проводить ежегодно налоговый аудит для перестраховки, и бизнес бы процветал.

Гостев И.В. Председатель правления «АК GOSTEW & G - AUDIT» 

Сайт сделан в студии «АстДизайн»