+7 (903) 961-70-55

Аудит инициативный и аудит обязательный особенности и отличия, а так же новое в законе об аудиторской деятельности

20.06.2011 11:21    просмотров: 2730

24 декабря 2008г государственной думой РФ был принят новый закон об аудиторской деятельности, который определил правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. В этом законе было дано четкое определение деятельности аудиторских компаний и аудиту а именно;

В законе в п.2 сказано что, аудит, аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

А так же в п.3. четко определено что, аудит это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Исходя из этого закона РФ, аудит должен проводиться, аудиторскими фирмами или частными аудиторами имеющими лицензию на проведение аудита. Необходимо отметить о происшедших изменениях в законе об аудиторской деятельности, дело в том, что с 01 января 2010года лицензии на осуществление аудиторской деятельности отменены, и все аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы обязаны состоять в саморегулируемых профессиональных объединениях (СРО). Из чего следует что аудиторская фирма не являющаяся членом СРО не имеет права осуществлять аудиторскую деятельность и проводить аудит компаний.

Поскольку аудиторские компании стараются оказывать не только аудиткомпаний но и, как можно более широкий спектр услуг в области ведения бухгалтерского учета, регистрации ООО, регистрации ИП, Ликвидации фирм, восстановлении бухгалтерского учета, восстановлении налогового учета, бухгалтерских консультаций, налоговых консультаций, аудит компаний, управленческое консультирование, автоматизацию бухгалтерского учета.

По этому в законе об аудиторской деятельности дано четкое определение чем имеет право заниматься аудиторская организация кроме аудитакомпаний. В законе сказано что, Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Далее хотелось бы остановить внимание на обязательном аудите. Обязательный аудит компаний проводимый аудиторскими фирмами в нашей стране носит к сожалению по большей части, формальный характер, при чем зачастую этого желает сам «Клиент». Причина в таком подходе к аудиту кроется в не понимании и не желании платить адекватную аудиторской услуге сумму, как правило, руководители таких организаций говорят о том что им нужно просто аудиторское заключение а качество самой аудиторской проверки их не интересует. Этим пользуются многие не добросовестные «аудиторы» которые соглашаются на такие условия буквально за копейки не проводя аудиторской проверки должным образом. Такой подход к проведению аудита абсолютно не допустим и с этими явлениями необходимо бороться выявляя не добросовестных «аудиторов» и применяя к таким «специалистам» все предусмотренные законодательством меры вплоть до уголовного преследования, так как аудит компаний должен быть качественным и профессионально проведенным.

Кроме вышесказанного в законе предусмотрено определение обязательному аудиту в (Статье № 5. Обязательный аудит) в которой сказано - обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.

Необходимо отметить что, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Далее мне бы хотелось коснуться инициативного аудита, дело в том чтоинициативный аудит это аудит в который в нашей стране набирает все большую популярность, благодаря тому что не смотря на свою более высокую стоимость этот вид аудита пользуется все большим и большим спросом в бизнес сообществе.

Необходимо отметить что такой вид аудита как инициативный аудитзаказывают, прежде всего собственники различных компаний более глубокой для проверки бухгалтерской отчетности, налоговой отчетности, управленческого учета. Кроме этого инициативный аудит широко используется при покупке бизнеса, для глубокого налогового анализа, а так же выявления возможных (скрытых) задолженностей продавца бизнеса в бюджет. С помощью инициативного аудита предприниматель имеет возможность знать и о других финансовых рисках в покупаемом предприятии о кредиторской и дебиторской задолженности, о соответствии официального баланса предприятия его истинному финансовому состоянию в период покупки бизнеса.

В 2010году в России на рассмотрение в Совет федераций поступили поправки в закон об аудиторской деятельности, а именно 27 мая состоялось очередное заседание Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ.

Совет рассмотрел проекты новых редакций федеральных стандартов аудиторской деятельности "Учет требований нормативных правовых актов в ходе аудита" и "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита". Проекты подготовлены на основе соответствующих международных стандартов аудиторской деятельности. Проекты рекомендованы к утверждению Минфином России.

Одобрен с учетом состоявшегося обсуждения общий подход к проведению квалификационного экзамена в упрощенном порядке. В соответствии с частью «четвертой статьи федерального закона об аудиторской деятельности», такой экзамен будет проводиться с 1 января 2011 года до 1 января 2013 года для аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 года. Целью такого экзамена станет проверка профессиональных знаний претендента в отраслевых областях, в которых он не имеет опыта работы в качестве аудитора. На основании одобренного Советом общего подхода Минфином России будет утвержден соответствующий нормативный правовой акт, определяющий упрощенный порядок.

Эти поправки в целом одобрены аудиторским сообществом РФ, поскольку как мы уже говорили выше, аудит в наше время требует более серьезного отношения в части качества выполнения аудиторской проверки. И имеется надежда на то, что экзамен отсеит не профессиональных аудиторов и аудит в России примет наиболее качественный подход, который смогут обеспечить только профессиональные аудиторы.

Гостев И.В. Председатель правления «АК GOSTEW&G-AUDIT»

Сайт сделан в студии «АстДизайн»