Методы развития аудиторской компании и что волнует директора
В прошедшем 2010году, заметно увеличилось количество обращений директоров и собственников аудиторских предприятий за получением консультации по развитию аудиторского бизнеса. В большинстве аудиторских компаний во главе стоит один человек, это как правило хороший аудитор который на протяжении нескольких лет успешно проводил аудит, создал в определенном кругу себе имя, и решил открыть свою аудиторскую компанию. Но, текущие дела грузом висят на плечах директора аудиторской компании и не оставляют времени на развитие бизнеса, это чаще всего замечается когда проходит два- три года работы аудиторской компании. В общем рано или поздно, но, приходит острая необходимость в увеличении продаж услуг, которые оказывает аудиторская компания, на первом этапе это как правило, аудит, бухгалтерское обслуживание, восстановление бухгалтерского учета, налоговые и бухгалтерские консультации и регистрация фирм если аудиторская компания имеет в своем штате юриста. Какой круг вопросов интересует директоров аудиторских компаний, учитывая то, что аудиторские компании хотя и выполняют одни и те же задачи, это бухгалтерские консультации, проведение аудита, бухгалтерское обслуживание фирм и восстановление бухгалтерского учета предприятий? Аудиторские компании интересуют различные вопросы, вот например одно из писем в котором директор одной из аудиторских фирм изложил свои вопросы.
(это подлинник письменной переписки с проставленными ответами, после переписки состоялась встреча и консультация)
Уважаемый Игорь Валентинович!
На заседании одного из дискуссионных клубов «Содружества», около года назад, Вы предлагали воспользоваться положительным опытом развития аудиторской компании и приглашали на личные консультации. Сейчас у меня такая необходимость возникла, в связи с чем я к Вам и обращаюсь, попробовав изложить ниже суть моих задач и вопросов.
Что есть на сегодняшний день:
В настоящий момент работаю в качестве ИП с редким привлечением исполнителей. Виды деятельности – аудит (70% доходов), налоговые споры, судебная экспертиза (образование экономист, юрист, доп. квалификация – аудитор, судебный эксперт, стаж работы в налоговых органах на выездных проверках 9 лет, в аудиторской организации зам. директора 7 лет, 3 года ИП).
Год назад зарегистрировала аудиторскую фирму, которая деятельности пока не осуществляет, член «Содружества», я являюсь единственным учредителем и ген. директором. По совместительству числятся ещё 3 аудитора, один из которых хоть сейчас готов работать в организации постоянно, при условии обеспечения с моей стороны необходимым объёмом работ, чтобы ежемесячный доход аудитора мог составлять в среднем 50 т.р.
Есть помещение в собственности 44,5м2 в новом бизнес -центре г. __________ напротив налоговой инспекции и рег. палаты, соседи по этажу - банк, агентство недвижимости, 1 этаж, это я к тому, что место расположения удачное (срок приема по акту в конце декабря 2010 г., отделка под ключ, то есть готово для оборудования офиса, максимально 4 рабочих места)
Есть десятка полтора организаций, которые пользуются моими услугами на предмет проведения обязательного аудита, в том числе поэтапного, благодаря чему, собственно, в течение года происходит более-менее равномерная загруженность, хотя одни ликвидируются или не подходят по критериям (а сейчас тем более кто-то отсеется, хотя мало у кого актив баланса менее 60 млн.), другие по чьей-то рекомендации появляются.
НО: (!) по семейным обстоятельствам складывается перспектива в недалёком будущем переехать на ПМЖ в славный город Казань.
К чему хотелось бы стремиться:
Иметь стабильно развивающуюся компанию на рынке аудиторских и юридических услуг с высококвалифицированными специалистами, воспользовавшись услугами которых один раз захочется придти снова и рекомендовать знакомым. Поддерживать безупречную деловую репутацию, осваивать виды прочих услуг, которые будут наиболее востребованы, максимально использовать трудовые ресурсы при минимальных (пока) площадях. Основать в Рязани (чуть позже, конечно, когда механизм работы фирмы будет достаточно отлажен, и не потребует моего постоянного присутствия, хотя риски в этом случае, как я понимаю, имеются ) обособленное подразделение, используя возможность контролировать деятельность головной аудиторской организации (180 км – это сейчас как на дачу съездить).
В связи с желаемым и действительным мне требуется консультация успешного бизнесмена, который много ступеней развития уже прошёл, и готов поделиться положительным опытом и дать несколько своевременных советов, направить начинающего руководителя по оптимальному пути, благодаря чему, надеюсь, мне удастся избежать хотя бы часть подводных камней, и не тратить драгоценное время на работу над ошибками.
Вот несколько вопросов, которые приходят в голову, вероятно в процессе нашего общения ещё что-то добавится:
- Что на Ваш взгляд является наиболее важным на начальном этапе развития аудиторской организации – какие первоочередные финансовые вложения?
фин вложения
ответ
- Наиболее важна автоматизация бизнеспроцессов
- Какие виды услуг, оказываемые аудиторской организацией, наиболее востребованы?
ответ
- Необходимо развивать поочередно все направления, диверсификация приносит устойчивость фирме.
- Имеет ли смысл заниматься регистрацией юр. лиц, чтобы сразу предлагать бухгалтерское сопровождение или достаточно будет договориться с юридической фирмой, которая не связана с экономикой и бухгалтерией.
ответ
- На первом этапе не будет хватать ден средств, а регистрация фирм поможет заполнять бюджет аудиторской организации, поэтому стоит заниматься. Эффект прихода клиентов от этого вида не значителен и не превысит 20% от общего количества.
- И вообще, насколько рентабельно бух. сопровождение, какой процент получает исполнитель, сколько фирм обслуживает один бухгалтер?
ответ
- Рентабельность всех видов деятельности, в том числе и бух сопровождения будет зависеть от эффективности управления
- Какой исполнитель имеется в виду, менеджер, бухгалтер, аудитор на внутреннем аудите?
- В среднем 16-18 фирм, это зависит от того какие предприятия-какой объем документов.
- Кого из прочего персонала следует принять на работу в первую очередь (секретарь или офис-менеджер, юрист, бухгалтер-кадровик и.т.д., может, пока на полставки)
ответ
- Для того что бы определиться со штатом необходимо иметь понимание что для развития аудиторской фирмы необходимо разработать бизнес план и стартовый капитал примерно 600 – 700 тыс руб, из перечисленных должностей на первом этапе годен будет только юрист, если будет регистрация фирм.
- Рекомендации по разработке сайта;
ответ
- Не понятно что имеется в виду, весь процесс от производства картинки до раскрутки?
- Нужна ли в нашем деле наружная реклама?
ответ
- Нужна
- Важно ли наличие слогана, эмблемы?
ответ
- Важно, если планируете работать на долгий срок.
- Привлечение новых клиентов;
ответ
- По конкретней что хотите знать? Все от и до?
- Как правильно определить размер и форму заработной платы, чтобы и волки были сыты, и овцы целы;
ответ
- Надо просчитывать все от бизнес плана, а потом делать эффективную систему мотиваций
- Как правильно вести себя с подчинёнными. Я хоть и проработала зам. директора, но по аудиту, и всё моё общение было направлено на работу с клиентами, а персонал мне не подчинялся. Это немножко вопрос психологии, я мягкий человек, творческий, мне кажется, что все вокруг хорошие, честные, хочется со всеми дружить. Хотя потом оказывается, что это всё иллюзии. Наверное, в руководстве надо быть немного циником, держать дистанцию. Или нет?
И вообще, оглядываясь на своё бывшее место работы, вижу, что и как делать не надо. А как правильно, и с чего начать, мне одной определить оказалось сложновато. Поэтому и обратилась к Вам за помощью.
Очень надеюсь в понедельник получить ответы хотя бы на часть волнующих меня вопросов. Если Вы посчитаете, что они позволяют сомневаться в моём правильном понимании построения бизнеса, направьте меня, пожалуйста, в нужное русло.
С уважением.